Наблюдения различных типов аномальных явления жителями Самарской области
.:Положения
.:Направления
.:Достижения
.:Статьи
.:Фотоальбом
.:Контакт
.:Форум

“С грустью и сожалением приходится сказать, что легенды и предания, в которых воспеты Жигули, неповторимая красота их природы, богатая событиями история мало, очень мало известны современному читателю. Многое покрылось пылью забвения. Сколько удивительно ярких легенд и преданий, напечатанных в старинных изданиях, превратилось в уникальную редкость, в достояние архивов и музеев...” - отмечал еще в 70-х годах составитель, наверное, наиболее полного из ныне доступных сборника местных преданий, сказаний и легенд - “Жемчужина Жигулей” (1974) С.Кузьменко.
Благодаря многолетней работе группы “Авеста” автору данной статьи удалось предпринять попытку сделать краткий обзор древних и современных наблюдений различных типов аномальных явлений ( в дальнейшем АЯ) и дать их географическую привязку.
Сообщения о наблюдениях АЯ на территории Самарской области подразделяются на пять основных групп.
Первая группа (наиболее интересная) - это исторически устойчивые миражи-призраки. Д.М.Рикард в своей книге “Феномены Книги чудес” сообщает: “Существует немало историй о людях, посетивших другие миры, а потом вернувшихся и поведавших об увиденном. Существуют и истории, как “куски” других миров посетили” Землю, а затем бесследно исчезли”. Мирный Город, Храм Зеленой Луны, Крепость Пяти Лун, Водопад Слез; что это, как не проявление таких “скрытных миров” в нашей реальности Среднего Поволжья?
  • Мирный Город - чаще всего его наблюдают в районе Молодецкого и Усинского курганов, а также в Озерном краю. Это практически классический средневековый город, обнесенный защитной каменной стеной с квадратными башнями. За стеной иногда просматриваются отдельные высокие “здания” различного архитектурного стиля: Город пуст - в нем нет живых обитателей, может быть, они должны появиться позже?
  • Храм Зеленой Луны - затерян где-то на центральном плато. Очевидно, в настоящее время было бы более правильно говорить о Башне Зеленой Луны. Это удивительный пласт фольклора, включающий в себя некое единение Башни (которая не совсем башня, а, скорее, символ и в то же время, самостоятельно действующая субстанция) и неких Девяти Магов (порожденных башней и породивших башню, а ныне служащих ей). “Маги” самостоятельно действующие - внешне человекоподобные существа, укутанные в темные плащи-балахоны с опущенными капюшонами, скрывающими их лица. Сама Башня, как и ее “порождения”, странствует по территории Луки. Исследователь этнографического материала Кирилл Серебренитский предполагает, что в этом случае мы имеем дело с “преломленным” современным сознанием мифов мусульманского мира. (Волжские Булгары, владевшие в средневековье, официально исповедовали ислам и поддерживали тесные контакты с арабской культурой).
  • Крепость Пяти Лун, другое ее название крепость “золотых черепашек”, находится на значительном удалении от Луки и при желании может рассматриваться как чрезмерно эмоциональное восприятие курганов-могильников и древних поселений, воздвигнутых различными народами вдоль реки Самары и на юго-востоке нашей области.

Видение крепости здесь появляется в форме соединения множества приземистых округлых башен, тесно слитых друг с другом, и пяти (иногда разноцветных) лун, висящих в небе над крепостью.
Некоторая информация (да и само второе название этого “призрака” - крепость золотых черепашек) позволяет предположить, что тут мы имеем дело с творением не человеческого рода. Анализ современного фольклора указывает, что где-то в исторической древности (на памяти человека) была затяжная война между этой крепостью (вернее, ее обитателями) и магами Башни Зеленой Луны. Крепость была разрушена, но и маги не сумели одержать окончательной победы и закрепиться в этих местах.
  • Водопад Слез - легендарный большой водопад, низвергающийся где-то в глубине Жигулевских гор, в фольклоре связан с Хозяйкой гор.
Он укрывает вход в ее волшебные подземные палаты. Специалисты геологи утверждают, что современные Жигули из-за трещиноватости слагающих их известняков безводны, однако некоторые данные свидетельствуют, что в древности, когда горы были значительно выше и тут было больше водоупорных глин, в Жигулях действительно могли существовать водопады.
“Видение” Водопада привязывают к таким районам Луки, как урочище Елгуши, Яблоневый овраг, район Каменной чаши, где и по сей день имеются водные источники, по легендам связанные с тайными обитателями СЛ.
Второй тип наблюдаемых АЯ - энергетические образования. Такие “объекты” как “игла” (или излучатель-разрядник), “гнилостные ямы” и т.д. были частично изучены в ходе экспедиции “Звездный мост - 90”.
По предположению участников группы “Авеста” - это некие физико-геологические объекты (возможно, связанные с общим комплексом геомашины Жигулей), собирающие, преобразующие и перераспределяющие различные виды энергии. Во время упомянутой экспедиции активная работа “иглы” наблюдалась неподалеку от Молодецкого кургана, но не исключено, что на Самарской Луке есть и другие выходы “излучателей разрядников”.
К образованиям четвертого типа следует отнести и мифические “подвижные свечи”, отмечающие места, где внезапно исчезают люди или “появляются” некие фантастические существа. Сведения о таких событиях в прошлом О.В.Ратник нашел в архивной подборке прошлого века “Предания Самарского края”, изданные “Обществом археологии, истории и этнологии Самарского госуниверситета” (1917-1931).
“Светящиеся шары” и “смерчи” также входят в разряд объектов четвертого типа. Они периодически появляются над различными районами Луки. Вероятно, их наблюдали здесь с древнейших времен, и они породили массу мифов, в том числе и легенду, что ими можно управлять.
Третья группа наблюдений - классические НЛО.
Отмеченной особенностью наблюдения НЛО в изучаемой зоне является их жесткая привязка (в динамике движения - появление, исчезновение, маневр) к участку неба с координатами 18 часов (22-34) минуты - прямого вхождения и 23 градуса (21-49) угловых минут склонения.
Наиболее интересна информация, что на территории Самарской области в 1990 году произошло одно из немногих “известных контактов” НЛО с земной военной техникой. Материальные следы “контакта” - разрушение одной из локаторных станций дальнего обнаружения. (Подробности смотри: спец.выпуск газ.”Волжская Заря” 1993г. Д.Рудзит “Звездолет над Самарой”).
Другим материальным свидетельством “деятельности” НЛО в этом регионе - являются ямы-скважины, возникающие при “заборе грунта”.
Четвертый тип сообщений - поверья, связанные с кладами.
С древнейших времен сохранилась у русского народа вера о связи кладов с тайными магическими силами. В легендах, преданиях, различных современных историях отражены представления, что внутри кладов обитает душа тех, кто их спрятал, что укрытое золото может превращаться в человека или зверя, вернее, принимать зримый облик.
Предполагают, что древние славяне сокровища свои поручали опеке особого духа - Змея Горыныча.
Эти клады лежали в горах и в пещерах. А сам змей-охранитель получил свое “имя” в память о горах , где он стерег сокровища.
После принятия Русью крещения вера в волшебные - магические силы кладов не исчезла, а лишь переформировалась, “переплелась” с представлениями о нечистой силе.
Так что же сегодня нам известно о магических свойствах кладов:
- Места захоронения кладов - являются как бы мостами, связывающими мир людей с миром духов.
- Самый дорогой и самый труднодоступный клад, по народным поверьям, - золотой.
- Золото в кладах “утяжеляется”, набирает вес из пламени адского огня.
- Золотой клад способен привязать дух своего хозяина к миру людей. Такой хозяин предстает людям в образе ссохшегося до желтизны старика.
- С кладами связываются поверья, что души хозяев клада “сливаются” с золотом и там особым образом, в отличие от остальных людей, “старятся” в веках.
- Убитые при захоронении (или на месте захоронения) клада превращаются в стражей клада. Их души не на земле и не на том свете. Берегут они клад чутко, потому что если упустят, то души их сразу отлетят в ад.
- Если клад “умирает” (что тут подразумевается, понять трудно) - место то навечно становится проклятым.
- Когда клад “созреет сроками” - он зашевелится в земле, а потом начнет светиться, ткать “сияние”. После этого некоторые клады становятся деревом. Из дерева - человеком и на Иванову ночь уходят бродить по земле, унося в себе золото.
Но по земле этот клад странствует не вечно, через 10-20 лет иссякает его самодвижущая сила.
И если он никем “не востребован”, клад “захоранивается”: уходит под курган, закладывается в подземелье, уходит на дно под воду.
- Клад в урочное время обретает тепло, становится чем-то вроде оборотня. Чаще всего любит выходить золото на свет в виде огненного петуха с червонным гребнем. А если клад перемешан с серебром, то сам петух - белый, а гребень и голова - красные. И свеча на голове тоже красная и зажжена жгучим, потусветным адским огнем.
Если ударить не наотмашь - свеча погаснет, сам петух “ухнет” в никуда, истает в воздухе. Если вышел клад из земли в виде ли птицы, зверька, какой-либо вещи или человека, тут нужно ударить его левой рукой наотмашь и сказать: ”Аминь-аминь, рассыпься!”
- Существуют клады-оборотни, опасные для “слабого сердца”. С таким сердцем умирают, видя вокруг чудесные превращения. Из этих кладов лешие образуются.

В Поволжье наиболее известны следующие клады: Маринкин клад лежит в Жигулевских пещерах, да затоплен на Яинке. Клады эти заклятые, замороченные на крови. Разинские клады запрятаны по берегам Волги в пещерах, холмах, курганах да в глубоких погребах за железными дверьми, и теперь лежат они там заклятые. Сам Стенька жив до сих пор, сидит где-то в горе и является в разных образах - стережет свои сокровища. Клады Пугачева укрыты в отрогах Уральских гор да по курганам, запрятаны в особых “норах” в бочках, на медных цепях, крепленных к железным столбам. И поставлены возле них по уговору или по закланию на бессрочные времена часовые (стражи, пока целы клады, не старятся и не умирают). “Многие видели этот клад и шагающего возле него часового в ясную летнюю погоду. Издали видно, а подойдут ближе - ни клада, ни часового, ни пещеры”, - пишет В.Цыбин в своей книге ”Заговоренные клады и кладоискатели”. (М.,1994).
Пятая группа сообщений - легенды о подземных обитателях. Кроме веры в потайные клады, сохранилась у народа “память” о подземных жителях. В различных районах Земли рассказывают о людях или целых племенах, укрывшихся в глубине земли. Кажется невозможным, что может существовать какая-либо связь между этими сказаниями.
Но внимательно изучая эту тему, вы начинаете замечать особые совпадения в этих легендах.
Каждый вход в самую малую пещеру, каждая щель в скале предполагают, что кто-то уже ушел туда или живет там. Каждый ручей - особенно подземные ручьи - поворачивает к подземным переходам.
Многие исследователи Центральной Азии говорят об Агарти - подземном народе.
На Волге, на Урале, в долинах Алтая помнят о Чуди - подземном народе, некогда ушедшем под землю. Н.К.Рерих в статье “Подземные жители” описывает, как в горах Алтая седой старовер указал на низший каменистый холм: ”Вот здесь вход в великое подземное царство. Когда Чудь вошла в подземный ход, то закрыла вход камнями. Сейчас мы стоим прямо около этого подземного входа.” “Исследуя этот холм, я (Н.К.Рерих) вспомнил, как во время перехода через Каракумский перевал мой проводник, указывая на пещеры, рассказал нам: ”Давным-давно здесь жили люди, сейчас они ушли под землю, они нашли подземный проход к подземному царству. Только очень редко, некоторые из нас появляются снова на земле. На наши базары такие люди приходят со странными, очень древними монетами, но никто не может даже вспомнить то время, когда здесь пользовались такими деньгами”.
Но ведь именно так ведут себя очеловечившиеся клады.
Они появляются, как люди, “дивно одетые” и ”одаривают” сметливых старинными золотыми монетами. Что поддерживает веру в эти истории? Возможно, действительные проявления огней, свечения, колокольного звона - подземного?
Хороший обзор местных сообщений на эту тему сделал этнограф Кирилл Серебренитский в своей работе “Предания о пещерных старцах на Самарской Луке” (журнал “Самарская область. Этнос и Культура” №1, 1996).
Для народа все ценное, все исчезнувшее укрывается до срока сужденного в подземном мире.
Так, странным образом преломляется вера народа в существование как малых (обычных) кладов, предназначенных одному конкретному человеку, так и кладов “великих” - скрытых для целых народов, всего человечества.
“Придет славное время человеческого очищения, и в эти дни великая Чудь снова появится в полной славе”.
Здесь мы видим еще одну сторону этих верований: ”Подземный народ” появится на поверхности в особое время, возможно, даже лишь во времена Апокалипсиса. Поднимется, чтобы принять участие в Последней Битве, Преображении Мира.
И странно ли, что в этот срок так же должны подняться из земли все клады захороненные, ожить давно умершие...
Легенды о кладах, о подземных народах - есть та незримая точка приложения духовных сил народа, устремленная в Будущее.
Мы говорим: ”Клады нацелены в Будущее!” Но когда оно ”придет” - это будущее?
Н.К.Рерих (в статье “Клады Захороненные”) отмечал: ”Внезапно начинается движение. Бесконечным потоком идут странствующие певцы, монахи и нищие - несут чудесные сказания, написанные своеобразным тайным языком. И почему они не овладевают богатствами сами? - Они только носители, носители Вести... Временами вы можете увидеть этих людей и странные письмена на пожелтевших местах, уголки которых стерлись от долгого употребления. Через многие деревни и становища прошли свой путь также письмена.
Они были написаны старинным почерком, иногда, подобно старинным молитвенным книгам, с необычными завитушками и орнаментом”.
Странствуют по свету “указания” - ждут, ждут того, кто сумеет понять, разгадать их смысл. “От Красного поля пойдешь на зимний восход. Следуй этой дорогой, пока не увидишь могильный бугор. Поднимись на этот бугор и иди налево до Ржавого ручья. И затем иди вверх по ручью, пока не увидишь огромный серый камень. На камне найдешь след лошадиного копыта”... Здесь лежат Клады. Лежат и ждут, известные и неизвестные, воспетые и не воспетые, легендарные и безымянные... Ждут Срока Сужденного. Ждут своего Открывателя.
В заключении нашего обзора следует отметить, что район Луки Жигулевско-Сокского поднятия в геологическом отношении сильно отличается от окружающей его местности. Отличие настолько сильно, что даже породило гипотезу об искусственности Самарской Луки (см. газету “Новый Водолей” №29, 1995, статья “Самарская Лука - уникальная геомашина” В.Степанов).
Возможно, это отличие и лежит в основе множества мифов и легенд. По оценке Кирилла Серебренитского, в России немного найдется районов, породивших сравнимое с нашим количество образцов устного народного творчества. Можно предположить, что хотя бы некоторые легенды - истинны. Нужно искать, исследовать и продолжать начатую работу. Для желающих сотрудничать с нашей группой напоминаем наш контактный адрес: 443011, г.Самара, а/я 4530.

Олег Ратник, Игорь Павлович


Copyright © 2001-2003 Loonies Software, Designed by CyANiD & XZ
Hosted by uCoz