Забытые Боги древних Славян
.:Положения
.:Направления
.:Достижения
.:Статьи
.:Фотоальбом
.:Контакт
.:Форум

(Четыре версии появления Камня Авсеня)

Первая версия проста и незатейлива, с ней мы встречаемся в краеведческой литературе 30-х годов. Там сообщается, что некий крестьянин Аусин решил сделать большой мельничный жернов. (Напомним, что у индоарийских народов образ жернова олицетворял собой круговорот времен года. А славянский бог Авсень в значительной мере являлся сезонным богом). Аусин извлек из земли большой камень и покатил к заранее выбранному месту. Но мельницу от так и не сделал.
Весьма странная история и зачем, спрашивается, включать ее в сборник, мало ли кто и что собирался сделать, да так и не сделал?
Может быть, автор что-то не договорил? Времена-то тогда были весьма суровые: шла культурная революция, надвигались репрессии.
Действительно, этнографическая экспедиция группы "Авеста" в 1994 году показала, что в центре Самарской Луки само имя Аусина помнят хорошо. Помнят имя: яма Аусина, пруд Аусина, луг Аусина, роща Аусина и т. д. Но практически не помнят, ни кем он был, ни когда жил. Много неясного и с историей Жернова. Да, поднял он камень из глубины Земли (на месте том образовалась яма Аусина), потащил его, а дело вроде бы было ночью, а навстречу ему некий прохожий-странник. Этот прохожий возьми, да и скажи: "Бог в помощь." Сказал и ушел, исчез и нет его. А Аусин, как ни бился, как ни старался, больше сдвинуть тот камень с места так и не смог... Прошли года, а может и в века?
Под собственным весом, а вес у него был немалый, стал уходить камень в землю; стала вновь затягивать его мать-сыра Земля.
После долгих расспросов эта история обрела некоторые дополнительные детали: Аусин - не просто рядовой (хотя и крайне трудолюбивый) крестьянин, а некий колдун, посвященный в таинства Черной магии.
Камень извлекал он из Земли особый - Значимый; катил его с помощью волшебства (Камень сам шел-покачивался), так образовалась просека Аусена - лес и сегодня там плохо растет. Остановил же колдуна в его непонятном деянии не менее могучий волшебник - Сам Хозяин-Повелитель Зверей, по другой версии, странствующий Николай Угодник...
А Камень так и остался лежать на месте их "поединка", уходя в землю.
Вторая версия о камне Аусина - обнаружена Игорем Мухановым, талантливым собирателем Жигулевских Сказаний. Это было давным-давно, когда жили на берегах Волги Богатыри и Богатырши, Великаны и Чародеи. И вот однажды один из них, великан по имени Аусин, страшно любивший сокровища, узнал силой своего магического дара, что спрятан в недрах Волжской земли "каменный орех", а внутри него - большой изумруд.
Вдарил он в землю силой своей богатырской, вытащил камень.
Расколол его на две половинки, извлек изумруд, а каменный "футляр" отбросил в сторону. Замах у него был богатырский, вот и лежат и поныне обломки того камня. А изумруд поместил Аусин к своим сокровищам в темную пещеру. (Некоторые исследователи видят в этом отголосок странных верований о неких хранителях Жигулевских пещер, с их сказочными богатствами - Иван Горный; Степан Разин в более поздней вариации).
Третья версия. Камень Аусина - скала останец. Эта версия получила свое развитие в литературе 70-х годов. Все вроде бы хорошо, только вот незадача - указано у камня несколько иное имя - Аухеин - да, и про сам камень ничего не рассказано. Некоторые размышления позволяют предположить, что имя Аухеин - есть искаженное Менехуин. Менехуны - сказочные персонажи полинезийских легенд, властители летающего трехъярусного о-ва Куанхелани. Они искусные мастера, обладающие удивительным строительным искусством. С нашей историей их родни то, что работали они всегда по ночам и если с рассветом их работа не была закончена, они к ней не возвращались. Аухеин начал делать жернов, но не завершил работу...
И все же скала-останец? И. Муханов в книге "Жигулевские Сказы" (выпуск 1. Самара 1993 г.) приводит любопытную историю, называемую "Корни Камней". Суть ее в следующем: "Еще в прошлом веке стоял, сказывают, в Ширяевском овраге каменный столб - языческий идол. Высокий, многопудовый, увенчанный носатой головой. Предание гласило, что идолу этому многие тысячи лет, хотя он и был вырублен из мягкого, подвластного скорому разрушению известняка... Прошли века, а выглядел он как новый, только что изваянный камнетесами-мастерами. Кто-то пустил нелепый слух, что идол тот имеет корни. Длинные и толстые, как у деревьев. С того, дескать, идол и выглядит как новый, что соки земли теми корнями сосет... Настал день, когда "любопытные" люди вырыли идола из земли. Никаких корней, конечно, не нашли, зря только стража веков повалили. Яма от этого идола вскоре травой заросла. Интерес к нему люди потеряли, навещать стали все реже и реже. А тут вроде и совсем нелепая история приключилась. Подвернулся вроде бы один астраханский купец-молодец, большой любитель старины.
Подарил он близлежащему селу несколько бочек вина и идола увез. Куда? Да, вроде бы в Астрахань, сказывают. Поставил его во дворе своего дома как украшение, напоказ иностранцам-гостям. Да только, сказывают, недолго у него идол из Ширяевского оврага простоял. Ветры в Астрахани соленые, солнце жгучее. Стал идол на глазах трескаться, рассыпаться. Словно бы свой легендарный возраст решил наверстать. И четверти века, не прошло - в груду камней превратился" И еще сказывают, что некоторые камни работные люди, что по Волге странствуют, домой возратили и укрыли в дремучих лесах жигулевских...
Четвертая версия происхождения Камня Аусина.
Вот уже в течение пяти лет искала группа "Авеста" информацию и подходы к загадочному камню. Один за другим отправлялись ее разведчики и поисковые группы. Труден был их путь и мала "добыча".
И вот однажды один из "авестийских поисковиков" Слава, двигаясь по центральному плато в поисках камня Аусина, в десятках километрах от любого жилья, встретил некоего Дедушку. Завязалась беседа. Когда Славик рассказал о цели своего путешествия, дедушка разволновался и поведал такую историю: "Давным-давно жил в этих местах мудрый и богатый народ, просвещенный в тайном чародейском искусстве. Но не было единства внутри этого народа. Часть его поклонялась Солнцу, как животворящему началу. Как символу жизни.
Другие составили оппозицию. Они учили, что раньше у Земли было два живых Солнца, потом одно умерло - так появилась на небе Луна.
Пройдут годы, века или тысячелетия и умрет второе живое Солнце, и мир будет принадлежать мертвым светилам. Следовательно, нужно уже сегодня поклоняться холодному, мертвому, не животворящему - Луне.
Здесь, вероятно, мы сталкиваемся с проявлением полярных мировоззренческих систем: жизнеутверждающей и жизнеотрицающей. Жизнь - зло, жизнь - благо. На современном уровне доказать ни ту, ни другую практически невозможно, остается лишь проблема собственного выбора.
Раскол в народе был велик, системы поведения (поклонения) не совместимы. И все кончилось войной. В ход было пущено различное оружие: молнии, сжигающие целые города и нетленные тени, направляемые по всему свету и обращавшие там все в лед... Терпя поражение, в силу меньшей численности, поклоняющиеся мертвому Солнцу - в глубинах Земли сотворили волшебный камень (воплощение Луны), колдовством подняли его на поверхность и дали ему имя Аухиен (что означало Беспощадный).
Камень тот имел форму жернова и служил средством связи (ВРАТАМИ) между миром людей и миром духов. В центре его было отверстие, куда стекала кровь жертвы, соединяющая Миры. Благодаря этому Камню, мощь врагов живого Солнца возросла невероятно.
И тогда служители Солнца, собрав все свои силы, нанесли по этим землям страшный удар: вздыбились горы, реки обернули свое течение вспять, даже время пошло по-иному... Погиб древний и мудрый народ, только единицы с той и другой стороны нашли спасение в особых пещерах. Но война не закончилась, последние из противников сражаются и в наши дни... Так что, не ищи этот камень. Не найдешь ты его - так сказал безымянный Дедушка обалдевшему Славику и скрылся в лесу. А Славик, пережив множество приключений (о них отдельный разговор), с большим трудом вернулся в Самару.

Игорь Павлович
Исследование автора


Copyright © 2001-2003 Loonies Software, Designed by CyANiD & XZ
Hosted by uCoz