Способен ли Алатырь перемещаться в пространстве?
.:Положения
.:Направления
.:Достижения
.:Статьи
.:Фотоальбом
.:Контакт
.:Форум

Всем камням камень...

В русских былинах и сказках многократно упоминается Алатырь - Бел-горюч камень. Иногда сей минералогический объект играет ключевую роль в сюжете повествования, влияет на поступки героев и персонажей. Как и многое другое, этот образ перешел в сказки и былины из более древних и серьезных - космогонических мифов славян и протославян-индоевропейцев, так сохранившись в сознании и памяти многих поколений. Есть предположение, что современное слово "алтарь" во всем его сакральном, то есть священном, равно как и в обыденном смысле (даже на уровне патетическом - "на алтарь Отечества") происходит от слова "алатырь".
В "Толковом словаре основных мифологических персонажей и ритуальных понятий", составленном Бусом Кресенем (Александром Игоревичем Асовым) как пояснение его реставраций и переводов Русских Вед (Москва, 1992 г., стр. 342) слово "Алатырь" объясняется так: "всем камням камень", центр Мироздания, священная скала в Рипейских горах, также - скала у входа в Пекло на берегу реки Смородины. Его называют и горой, и "малым студеным камнем". По преданию, Алатырь упал с неба, на нем были написаны письмена с законами Сварога". В этом толковании термина единый образ "рассыпается" как минимум на три по критерию значимости:
1. центр мироздания; 2. дверь - запор при входе в царство подземное, пекельное; 3. "скрижаль" - камень закона Рода ("Русские Веды", стр. 127).
Конечно, все эти варианты можно пространственно совместить: центр мироздания отмечен записью правил перехода из Яви в Навь - из мира земного в мир надземный, светлый или в мир подземный, темный (но не обратно!). Наиболее древний информационный слой в толковании Буса Кресеня, видимо, (очевидно!) представлен словами "упал с неба". То есть, речь идет о значительном в планетном масштабе космологическом событии - о "падении" на Землю из Космоса не рядового материала, а... Чего? Инструкции о правилах общежития для "биологически мыслящих систем" (Термин БМС - из книги Л. Я. Вейнгеровой и Д. Д. Гурьева "Записи диалогов с Космическим Разумом". Н. Новгород. 1990 г.)?
"Как в Рипейских горах, в светлом Ирии, после трех лет Потопа Великого, падал с свода Небесного Камень. Падал он перед добрым Дажьбогом, пред родными его сыновьями.
Был тот камень мал и весьма студен, и была на Земле тьма великая. И не смог тот камень никто познать, и не смог никто от Земли поднять.
Собиралися-соезжалися к камню тут - цари и царевичи, также и короли, королевичи, собирались волхвы многомудрые. Собиралися-соезжалися, вкруг него рядами рассаживались, много дней богов прославляли.
И распался камень на две половины - внутри камня была надпись найдена.
Кто же высек ее? Кий - великий князь? Щек - премудрый волхв? Хорив - воин-царь? Праотец - Орей? Или Тарх Дажьбог?
Высек те слова во плоти Сварог - он узнал их от Рода небесного".
(В протославянском пантеоне Сварог - демиург, творец видимой Вселенной).
Далее следует текст послания - весьма пространный и в некоторых местах угрожающий (см. "Русские Веды", стр. 127-132).
Но... это "каменное" послание вовсе не Алатырь! - так как описанное только что событие происходило много тысячелетий спустя после творения Сварогом светлых сил небесных при помощи Алатыря. Вот как это описано во втором клубке Песен птицы Гамаюн: "Тут ударил Сварог тяжким молотом по горючему камню Алатырю, и рассыпались искры по небу. Так создал Сварог силы светлые и свое небесное воинство.
И тогда одна искра малая на Сыру Землю-матушку падала. И от искорки занялась Земля, и взметнулся пожар к небу синему.
И родился тотчас в вихре огненном, в очищающем, яростном пламени светозарный и ясный Семаргл-Огнебог. Ярый бог, словно Солнышко Красное, озаряет он всю Вселенную". ("Русские Веды", стр. 13 - это первое упоминание в Песнях птицы Гамаюн камня Алатыря. В реставрации Буса Кресеня, разумеется). Вслед за рождением Семаргла, неясно откуда проявившись, "подползал Черный Змей к тому камешку, ударял по Алатырю молотом. Порассыпались искры черные по всему поднебесному царству. Так рождалася сила черная - змеи лютые, многоглавые и вся нечисть земная и водная". ("Русские Веды", стр. 14).
Анализ толко что приведенного текста не дает возможности выяснить "происхождение" этого Алатыря: он просто есть в нужном месте в нужный момент. Образовался ли он вместе со всеми другим частями Земли-матушки, или же "упал" на нее - не ясно. Но главное его необыкновенное свойство диалектично и... пассивно: способность производить энергетические вспышки (искры) совершенно разного (прямо противоположного!) качества - светлые и черные - от механических воздействий (ударов).
В толковании Буса Кресеня просматривается "рассыпание" содержания понятия "Алатырь" и по пространственному критерию:
1. центр Мироздания.
2. Скала у Рипейских (Жигулевских) гор.
3. Скала у входа в Пекло (мир подземный) у реки Смородины.
Возможно ли, как в случае с критерием значимости, слияние вариантов 1-2-3 при рассмотрении пространственного аспекта проблемы "Алатырь"? Геология, планетология, астрофизика и космология конца ХХ века отвечают на этот вопрос отрицательно.
Внимательное прочтение текстов Песен птицы Гамаюн дает возможность сделать следующие выводы (если считать сами тексты достаточно полной и точной реставрацией).
1. События, описываемые в Песнях - с третьего по семнадцатый клубок - происходят в основном на территории от Рипейских до Араратских гор (север-юг), от "восточных гор" и Каспия до рек Рось и Днепр (восток-запад).
2. На очерченном пространстве особое значение имеют две реки с названием Смородина. Одна из них впадает в священную Ра (Волгу) у Рипейских гор: "Как текла-протекала реченька, а водичка в ней - вся слезовая, и в той реченьке струйка малая, струйка малая - вся кровавая. Протекала она под камень у высоких Рипейских гор". ("Русские Веды", стр. 18).
В песне о рождении Коляды отмечается также, что вода в ней студеная. Именно здесь образуется Ирий - земной рай протославянства, сады которого обихаживают сам Сварог и Лада (Любовь). Вторая река, отделяющая Белый Свет (Явь) от темного царства подземного (Навь) - "горючая и шипучая, с грязями черными по берегам" - протекает у подножья Кавказских гор ("Русские Веды", стр. 57).
3. Местом эпицентра некоторых событий и у Рипейских гор, и у гор Кавказских является горюч камень Алатырь. Противоречие, неточность реставрации? Отнюдь! Разрешение проблемы местоположения Алатыря в другом. Или Алатырь, обладающий необычными свойствами, способен также и перемещаться в пространстве. Или Алатырей как минимум два.
Основное, постоянно упоминаемое свойство Алатыря - он горюч, то есть постоянно излучает какую-то энергию (тепло, жар, свет?). Но, оказывается, таких камешков на пространствах Восточно-Европейской равнины гораздо больше чем два Алатыря. Более того, некоторые из действующих лиц Песен птицы Гамаюн умело оперируют со столь необычными минералогическими объектами. Вот примеры.
Третий клубок (стр. 22): "С Ладою Сварог брали камешки и бросали их себе за спину. Бросит камень Сварог - приговаривает: "Там, где был бел горючий камешек - стань на месте том добрый молодец". Лада камень бросит, приговаривает: "Там, где был бел горючий камешек - стань на месте том красна девица". Творение Сварогом птиц, рыб, зверей, трав, лесов и цветов обходится без подобных манипуляций с горючими камешками.
Девятый клубок (стр. 66): "Мать Земля ходила по крутым горам, и ступала она по долинушкам... соскочила она ненароком с камня белого, с камня горючего да на лютого Змея Индрика", который ее не соблазняет, а просто насилует и... через тридцать лет родится Волх, который уже через полтора часа после рождения делает заявку на поединок с отцом-насильником, растет по минуточкам и т. д.
Десятый клубок (стр. 80): от удара перуновой стрелы в горюч камень на берегу Днепра в нем возникает "образ огненный, человеческий" - по просьбе русалки Роси Сварог за "трое суточек" вытесывает из этого камня "сына" Роси и Перуна - Дажьбога. Вот, кстати, случай дважды непорочного "зачатия": Рось влюбляется в Перуна, прельщает его, Перун не в силах переплыть Днепр, просит прекрасную Рось "стать у камня горючего, показать лицо свое ясное", Перун пускает громовую стрелу через Днепр, Рось прячется за горюч камень, точное попадание - возникает "образ огненный, человеческий" и т. д.
Пятнадцатый клубок (стр. 113-114): "Тут Марена Дажьбога подхватывала и бросала его через свое плечо, как бросала его - приговаривала: "Там, где был удалой добрый молодец, - там горючий стань белый камешек". Марена (царевна Смерть) заклинает окаменевшего Дажьбога на три года стояния, а потом "ты сквозь Землю пройди и низвергнись в царство подземное". "Как тут конь Дажьбога несчастного побежал один ко Рипейским горам, стал он бегать по саду Ирию. И увидел коня Громовержец: "Не видать что-то сына родимого, не видать Дажьбога могучего, знать, случилось что-то неладное!"
Тут Перун Громовержец коня оседлал и поехал по полю широкому. Переехал он лесушки темные, переехал поля Сарачинские и доехал до камня горбчего. Тут он камень горбчий покатывал, а покатывал - приговаривал: - Там где был бел горючий камешек, - стань на месте том добрый молодец - молодой Дажьбог сын Перунович. Стань ты камень легче легкого!
Тут Перун поднимал этот камешек, чрез плечо его перекидывал. Там, где был бел горючий камешек - там вдруг стал удалой добрый молодец".
Обратим вимание на... "приговаривание", как обязательный элемент манипуляций с горючими камешками. Видимо, волевой посыл, выраженный словесно и вслух имеет решающее значение в акте превращений неживого в БМС и наоборот. Такой же непременный элемент - бросание горючего камешка "через плечо", за спину. Хотя для Сварога это не суть важно - он же четырехглав, смотрит вдруг на все стороны ("Русские Веды", стр. 9).
Вернемся к эпизоду из Семнадцатого клубка Песен птицы амаюн. "Камень завета Рода", упавший в Рипейских горах "со свода небесного" - не обычный метеорит, ибо он не излучает энергию, как и любой "бел горюч камешек" (и Алатырь в том числе). Он "студен", то есть интенсивно поглощает энергию. Причем его падение, его нисхождение сопровождается таким сильным поглощением энергий, что "была на Земле тьма великая", то есть в регионе падения поглощался весь спектр энергий и солнечного света в том числе.
Естественно, что такое "каменное" диво никто из обитателей Ирия, включая и Дажьбога, не смог ни познать, ни даже просто "от Земли поднять". То есть попытки поднять были, что тоже свидетельствует о сравнительно небольших размерах объекта.
Как вообще-то "познаются" человеком минералы? Механическое воздействие - удары, термическое воздействие - нагрев или охлаждение (скорее всего - водой), химическое воздействие - посыпание солью, золой, поливание кислыми растворами (простоквашей, квасом, сурицей и т. п.). Вот что было доступно представителям племен - царям, королям, волхвам. После неудачных попыток "познать" "студен и тяжел" камень обычными приемами, соборный разум правящей элиты делает единственно правильный выбор: рассевшись вокруг камня, они подвергают его совокупному психическому воздействию (концентрируют на нем псиэнергию) - много дней "прославляют" космические силы (богов небесных) и... И камень раскрывается!
Бус Кресень делает предположение, что Алатырем мог считаться и Эльбрус, и Алтай. Но случайно ли, что при стечении рек Алатырь и Сура в Чувашии есть город Алатырь? Кстати, Су-ра впадает в... Ра!
А исконное, древнейшее слога "ра" значение - огонь, свет. Отсюда и слово "радость", то есть то, что доставляет свет и тепло, согревает душу.

Владимир Степанов


Copyright © 2001-2003 Loonies Software, Designed by CyANiD & XZ
Hosted by uCoz