"...Таинственным знанием пронизана память,
Подземные воды горят от свечи,
Трепещет, искрится бледное пламя
И в судьбы столетий бросает лучи..."
Нострадамус
У начала времен
В том месте, которое теперь называется Самарской областью, человек жил еще в те времена, когда огромные пространства Земли покрывал ледник. Климат преобладал сырой и холодный, большая часть Среднего Поволжья представляла собой тундру. Первобытные, бродячие группы людей, вооруженные простейшими каменными орудиями, занимались собирательством и примитивной охотой. Пещеры служили им убежищем, огонь согревал и спасал от грозных диких животных, оспаривавших право человека на жизнь в ту грозную эпоху.
Постепенно ледник отступал на север (возможно после исчезновения Атлантиды, открывшей путь Гольфстриму на север), вслед за его кромкой, потянулись крупные промысловые животные, а потом и люди. Но, очевидно, некоторые не пошли. Это были те жители пещер, кто не пожелал или не смог оставить их после отступления ледника. И сегодня легенды Среднего Поволжья смутно намекают на давно обвалившиеся или замурованные туннели, пронизывающие Жигулевский массив и уходящие на Урал.
Века и тысячелетия "подземники" и "люди поверхности" шли различными путями развития. Прошло время, и "поверхностники" вновь вернулись сюда.
Из некоторых преданий можно предположить, что именно скалистый полуостров Самарской Луки стал последним оплотом некогда процветавшей могучей подземной расы. Обитавшие в пещерах аборигены отчаянно отбивались от "пришельцев", но, сломленные численностью последних, были вынуждены уходить все дальше и дальше в глубь земли.
Века, проведенные в пещерах, придали этой расе воистину нечеловеческие свойства... Не из этой ли немыслимой дали забытых времен идет сохранившаяся до наших дней легенда о некоем бессмертном Иване Грозном (чей образ значительно позднее сплетается с волшебным образом Степана Разина): маленький рост, костлявое тело, кожа, покрытая чешуей, мертвящий взгляд и способность к перемещению сознания из тела в тело - вот некоторые весьма специфические черты "чуди подземной", владевшей этими землями сравнительно недавно.
Большая часть древних поселений человека на Самарской Луке относится к бронзовому и началу железного века. Но вот что любопытно.
Хозяева степей, воинственные кочевники, оставили множество археологических памятников во многих местах Поволжья. Но почему-то обошли Самарскую Луку. Больше того, складывается впечатление, что кто-то их туда просто не пустил. Это тем более удивительно, что Арии пробыли в этих местах сравнительно долго, и при каждой новой смене поколений - небольшой хорошо защищенный горный массив Луки, сложенный мягкими известняками, покрытый густым лесом, господствующий над степными равнинами, был весьма заманчив для захвата... Но этого так и не произошло. Почему?
Выдающийся ученый-этнограф, профессор Л. Н. Гумилев, проработав огромное количество материалов, установил, что "рождение новых народов" на Земле происходило не случайным образом, а в строго определенное время и на некоторых строго ограниченных территориях.
Любопытно отметить, что все эти мини-территории (оси пассионарных толчков) сходятся в двух точках планеты. В Нубийской пустыне (в 500 м от великих Пирамид) и в районе Самарской Луки.
Мало вероятно, чтобы это было просто случайностью. Первый отмеченный Л. Н. Гумилевым пассионарный толчок, относящийся к 17 веку д н. э., породил в районе Луки весьма своеобразную и загадочную Абашевскую культуру.
Он же дал "энергию" обитавшим здесь племенам начать движение на юг.
Через сто лет они захватывают столицу Древнего Мира - Вавилон (Врата Бога) и покоряют Египет (утверждение XVIII династии).
А что же Абашевская культура. Куда она растратила свою не меньшую энергию этноса? Загадка.
"Грифон будет править Восточной Европой". Нострадамус.
"Самарская газета" 4,07.97 уже публиковала материал "Грифоны Рифейского ущелья". В начале нашего тысячелетия территорию Среднего Поволжья заселяют племена воинственного скифо-савроматского союза. В 70-х годах 20 века при раскопках оставленных ими курганов и поселений археологи обнаружили множество предметов, богато "украшенных" изображениями грифонов...
Грифон - загадочный геральдический зверь. Кто видел его живым? В каких загадочных странах? Где, какой мастер первым воплотил его в своем воображении? Историкам известны древние Вавилоно - ассирийские львиные грифоны и египетские птицеголовые грифоны. Их "происхождение" туманно связано с легендами о некоей "скрытой" (погибшей?) священной Южной Земле (возможно, грифон - символ древней Лемурии, материка, в незапамятные времена исчезнувшего в водах Индийского океана?).
Древние греки, обитавшие по другую сторону Средиземного моря, также знали образ грифона. Но у них образ грифона, уже в древнейшие эпохи был прочно связан с легендами о сказочных северных народах-гипербореях и аримасках. Здесь грифон - символ солнечного света, имевший непосредственное отношение к культу Аполлона. Грифон - "собака" Зевса, ведущая непримиримую борьбу с подземными племенами. Вот мы и добрались до чего-то весьма важного... Раньше мы уже высказывали предположение, что Самарская Лука - один из последних оплотов "подземников". Грифоны - враги подземных обитателей и естественные союзники человека. После победы над подземной расой на территории Луки был возведен храм Грифонов Риферейского ущелья. Так наши земли были известны древним географам. (Птоломей).
Любопытно, что если внимательно рассматривать эту территорию на крупномасштабных космоснимках, то хорошо видно "ущелье" - своеобразный дугообразный "провал" между восточной окраиной Русско-Европейской платформой и Уральскими горами. Но как могли увидеть его древние? К. Наякшин в книге "Очерки истории Куйбышевской области" писал: "В Самарской губернии сарматских могильников обнаружено сравнительно немного, очевидно, сарматы недолго были в Заволжье, постепенно продвигаясь на Запад".
Западная мифология хранит память о непримиримой войне грифонов и драконов. Возможно, эта память отражает времена, когда скифско-сарматские племена, двигаясь на запад, столкнулись в смертельной борьбе с могущественными соседями даками и прогерманцами, на знамени которых (и, конечно, в сознании), "присутствовал" дракон! Преодолев сопротивление разрозненных племен, выходцы из Поволжья столкнулись с "железными" легионами поздней Римской Империи, рвущимися на Восток, на чьих знаменах также был грозный знак - Дракон...
Вернемся опять к Наякшину. Он пишет: "Следов древних поселений первых веков нашей эры не обнаружено. Страшное нашествие гуннов в четвертом столетии опустошило Среднее поволжье. Край надолго опустел".
Легенды помнят, что сказочный мирный город "сокрушил" пришлый дракон. Не есть ли это отражение реальных событий, тем более что с гуннами из северо-западного Ирана шли отряды партов. А их привилегированные подразделения назывались "драконами" и носили знамена в форме драконов. (См. М. Элиаде. От Залмоксиса до Чингиз-хана. ж-л "Кодры", № 7, 91, с. 104)
Обитавшие на Самарской Луке сарматы были активными участниками "великого применения народов" и активно способствовали крушению Римской империи.
Их отдельные отряды (Аланов) вместе с другими варварами прошли всю Европу вплоть до Испании и проникли к развалинам Карфагена в Северную Африку.
После крушения Римской Империи на территории Самарской Луки появляются первые весьма разрозненные славянские поселенцы, устанавливаются торговые контакты этих мест с основными регионами расселения славян.
В это же время в культуру славян органическим образом входит символ грифона. В научной литературе предполагается, что предки славян переняли его от скифов-иранцев. Известный исследователь язычества древней Руси академик Б. Н. Рыбаков связывает имя Грифон-Див с трансформацией имени Зевса - "Дий", "Дый", "Диивь,", "Дыивь", т. е. принадлежащий Дию-Диву (другими словами, "собака Зевса").
Можно предположить, что центр этих верований берет свое начало на Самарской Луке в легендарном древнем храме Грифонов Рифейского ущелья.
Опираясь на этот скрытый центр, символ грифона получил широчайшее распространение по территории Древней Руси. В метафизическом плане он даже рассматривался как символ единения Христа и человека в Боге Творце. Средневековый славянский грифон-страж и покровитель растений, посланец неба. Он так органично вошел в культуру народа, что даже пережил крушение домонгольской Руси и четко прослеживается в северо-русском фольклоре по записям середины XIX века.
Но при этом мы должны добавить, что прослеживается и трансформация образа: от лесной птицы-зверя, стража, боровшегося в Х в. с врагами Руси, изображения которой в XI-XIII вв. носились как талисманы, к мало кому известному и даже зловещему символу: "Прилетела лесова птица - птица незнаемая", (Б. Н. Рыбаков "Язычество Древней Руси").
Но стоит ли этому удивляться? В 7 веке Нижнее и Среднее Поволжье захватили вторгшиеся из Азии кочевники хазары и закрепились здесь почти на три столетия. Связь между опорными центрами - храмом Грифонов Рифейского ущелья и его другими духовными центрами прервалась.
Самарская Лука и этногенез
"Славянский народ под ненастливым знаком,
И тюрьмы, и песни царям их не впрок.
На смену придет, как священный оракул,
Схоласт и догматик, и ложный пророк..."
Нострадамус
Л. Н. Гумилев ввел в науку понятие пассионарности, учение о развитии Природы и общества. Согласно исследованиям Л. Н. Гумилева современный русский народ сформировался в результате пассионарности толчка XIII в. В развитии русского народа территория Самарской Луки сыграла ключевую роль. Многие историки признают, что к XII веку славянский народ впал в состояние глубокой депрессии. Были утрачены как моральные, так и экономические стимулы развития...
В 965 г. дружины Сятослава разгромили Хазарский каганат. С этого времени первенствующее положение в Среднем Поволжье заняли прикамские болгары, пришедшие сюда еще в VII веке из приазовских степей.
До середины Х в. они платили дань хазарам. После разгрома последних - создали обширное по территории государство - Камскую Болгарию.
Прикамские болгары - довольно "пестрый" и загадочный народ, официально исповедовавший ислам, но сохранивший многие свои собственные верования. К. Сереренитский предполагает, что именно к этой эпохе можно отнести возникновение легенды о некой "странствующей Башне Магов Зеленой Луны" (свое начало она берет в мире ислама).
Можно предположить, что именно эта Башня "блокировала" благотворное влияние (благотворное для древних славян) храма Грифонов Рифейского ущелья.
Для "подпитки" Башни Магов Зеленой Луны в северо-западной части Самарской Луки был возведен большой город. Земляной вал, глубокий ров с водой, башни с бойницами, каменные стены с двумя въездами, дома из камня и кирпича. Город был густо населен.
К. Серебренитский предполагает наличие некой условной зоны, "контролируемой" духовно-мистическими силами, например, призрачными старцами. Такая зона на территории Среднего Поволжья простирается от Нижегородской области на севере до Саратовской на юге.
Деятельность Волжских Булгаров чем-то мешала этим Силам. И вот в 1236 г татаро-монголы во главе с ханом Батыем вторглись в Заволжские степи. Спасаясь от ужасов войны, население Заволжья бежало на север, и край опять надолго опустел. Любопытно отметить, что некоторые отряды татаро-монголов несли в бой символы дракона). По ходу дела татары "ликвидировали" и прогрессирующий застой древних славян, расчистив "дорогу" новому народу, новому этносу.
Татары ударили и отошли. На север от монголо-татарских улусов до русских и булгарских земель лежала безлюдная и неконтролируемая полоса так называемого дикого поля. Его на востоке ограничивала Волга - от Девьих (ныне Жигулевских) гор до района нынешнего города Саратова...
И тут от Самарской Луки ударяет пассионарный луч и в мешанине "обломков" древних народов-славян, мордвы, чувашей и т. д. начал формироваться новый народ - русские. Практически сразу же духовные отцы этого народа заспешили в эти "пустые" земли. В настоящее время из них наиболее известен митрополит Алексей, дважды в 1357 и 1358 годах плававший по Волге в Золотую Орду. На берегах Луки он встречался с некими старцами-пустынниками. Здесь же было произнесено пророчество: "На сем месте будет город Самара, в котором просияет благочестие и оный город никогда и никем разорен не будет". (Св. Алексей. Историческая повесть. СПб. 1901).
Русский народ рос и развивался, но был еще очень юн, когда, подобно черной грозовой туче, над ним нависла опасность из Орды.
Армия Мамая была разбита на Куликовом поле, но его "преемник", хан Синий Орды Тохтамыш, "взял" Москву и начал "восстанавливать" Орду. Сильное и агрессивное государство на восточных границах Руси было смертельно опасно для развивающегося народа. Но Тохтамыш оказался вовлечен в затяжную войну с правителем Самарканда Тамерланом.
В июне 1391 г. двухсоттысячная армия Тимура вторглась в Заволжье. Первоначально Тохтамыш, располагавший не меньшими силами, применил правильную тактику - тревожащие удары и избежание решительного сражения. Подобная тактика принесла в древности успех скифам в их борьбе против несметных полчищ персидского царя Дария и войск Александра Македонского. Рядом с Самарской Лукой в долине реки Кондурчи обе армии сошлись в решающем сражении. По ожесточенности, продолжительности (длилась три дня), числу людей, принявших участие в сражении, - это была одна из величайших битв Средневековья. "Профессионалы" Тимура победили народ-войско кочевников... Силы Орды были надежно сокрушены, а их Волжские города преданы "мечу и пожару". Дополнительным итогом этой битвы стало еще и то, что воины Тимура среди прочей добычи захватили возок, в котором хранились "священные реликвии Чингисхана". Эти реликвии были переданы Тимуром последнему хану Золотой Орды Койричак-Оглану (которого сам Тимур и возвел на престол), для упрочнения власти. И опять загадки, после коронации в Сарай-бату, вместе с реликвиями Койричак-Оглан, зачем-то отправляется в Дикую Степь к Самарской Луке, где бесследно пропадает, вместе с обозом и сопровождающим его отрядом...
Вторая половина XV века - русский народ достиг зрелости. Территория Самарской Луки превращается в огромный военный городок, где накапливаются силы для решающего броска на Восток. В 1577-1579 годах отсюда за Каменный Пояс (Урал) отправляются отряды Ермака и его последователей. Отсюда было положено начало освоению Сибири и неудержимому движению русского народа, закончившемуся в Северной Америке.
И это движение было "подготовлено" и благословлено некими "старцами, живущими в Жигулях, по природным пещерам и молящимся на восток".
Но тут другая беда. Русь, которая еще в середине XV века стояла "несокрушимым утесом", опять оказалась в экономическом и политическом тупике. Потомок проклятья Руси Мамая (по матери Елене Глинской) Иван Грозный, обескровил страну, превратив ее в удобное поле боя соперничавших европейских народов. Его слабый и нерешительный сын не мог спасти государство. Неизбежно приближалось смутное время.
И, пожалуй, главным его (царя Федора) деянием можно назвать основание (или восстановление, по разным источникам этот вопрос освещен различно) крепости Самары, в 1856 г. Обстоятельства, связанные с этим строительством, весьма туманны. Документы, свидетельствовавшие о выборе места для новой крепости, сгорели, видимо, во время большого пожара в 1700 году (Вообще Самаре на пожары везло. Архивы горели часто и основательно).
Нам известно, что еще Иван Грозный, хорошо понимая стратегическую важность Самарской Луки, предполагал построить город-крепость на месте современного села Переволоки. В 1556 г. там были даже начаты какие-то подготовительные работы. С просьбой разместить в этом месте крепость к русскому царю позднее обращался и ногайский князь.
Чуть позже сюда был отправлен отряд стрельцов с ясным приказом: "построить укрепленный пункт в том месте, где переволочатся с Волги на Усу-реку". Но, нет - Самара построена в крайне неудачном месте - еще бы, ведь от реки крепость первоначально отделяет около двух километров песчаного берега. И это - речная крепость, прежде всего призванная охранять судоходный путь по Волге! Однако чудеса продолжаются. Неизвестный фортификатор, выбравший это место для строительства, оказывается гением!
В 1637-1638 годах в районе Самарского городка происходят серьезные гидрологические изменения. От современного поселка Красная Глинка многоводная река поворачивает к городу. Пески затапливаются, а крепость Самара становится той крепостью, которую мы знаем. И это как раз вовремя, ибо именно к этому времени полчища, передовые отряды нового переселения народов, по сравнению с которыми удар татаро-монголов можно рассматривать, как небольшой набег.
Смута
"...Позднее иль раньше придут перемены.
Гоненья и ужас никто не смягчит"
Нострадамус
1611 год, положение русского государства стало совершенно безвыходным. Север и центр были обескровлены (вся их пассионарность-активность была "смыта" кровью обильно пролитой опричниками), юг бунтовал, требуя эфемерной независимости, запад был захвачен Польшей, а Новгородские земли - Швецией. В самой столице Москве стоял польский гарнизон, а главное многих это вполне устраивало.
По множеству причин, меньше других от смуты и опричнины пострадала северо-восточная окраина Руси, тяготевшая к Нижнему Новгороду и расположенная на землях, "контролируемых" призрачными старцами.
При желании действовать для спасения Руси требовалось всего две вещи: люди в войско и деньги на вооружение и организацию похода". Люди в войско были - это "выученики" Ермака, сидевшие на Самарской Луке и не пошедшие с ним за Урал... Деньги в богатом Нижнем Новгороде тоже водились. Но вот как их взять и что еще более сложно, как обратить в оружие? "И было явление Сергия Радонежского Нижегородскому купцу Минину" и следуя совету "призрачного старца", собрал ополчение князь Пожарский. Любопытно отметить, что "призрачный старец" (Сергий Радонежский) являлся Минину трижды - "с указанием собирать ополчение". Но первых два его "появления" Минин из вполне понятного страха перед последствиями подобного деяния сумел проигнорировать.
В третий раз "старец" был, очевидно, особенно "убедителен". Деньги "достал" Минин, Пожарский, собрал воинов, но откуда же все-таки так быстро появилось вооружение? Загадка.
Историки пишут: "Минин и Пожарский, действуя не только силой, сколько личным примером, воодушевлением и подчинением, заставили соотечественников забыть лень и трусость, тем самым обеспечивая жизнь им, их семьям, а главное их потомкам. Поволжские казаки пошли на Москву и положили конец Смутному Времени. "Благодаря их успехам, Россия была спасена, как единое независимое государство. К власти пришла новая династия. Кто, следуя нормальной логике вещей, должен был сесть на отвоеванный трон? Скорее всего победитель - князь Пожарский, тем более этого хотело и войско, а то, что хочет побеждающее войско, почти всегда закон! Но, нет. Пожарский "отказывается" от власти, за что в скором времени и пострадал. На трон возводится династия дома Романовых.
К этому времени символ грифона был практически повсеместно забыт. И надо же случиться такому совпадению, поволжские казаки, идущие с Самарской Луки (от стен мифического храма Грифонов) сажают на трон династию, родовым гербом которой, так же является крылатый грифон, стоящий на задних лапах и держащий обнаженный меч. Случайность или...
Л. Н. Гумилев Пишет: "Выбор Романовых в то время был крайне удачен, ибо, процарствовав с 1613 по 1645 год, сам Михаил Федорович ничего не предпринимал и дал залечить стране нанесенные Смутой раны". Родословная Дома Романовых восходит к древнейшим языческим прусско-литовско-самочишским князьям.
Родоначальником всего их рода считается король пруссов Вейдевуд (305-379), которому в 309 г. "уступил" престол старший брат - король Прутено. Сам Прутено удалился в древнюю столицу пруссов, город Романов и стал верховным жрецом при священном дубе, изображение которого долгое время находиось в гербе Дома Романовых.
(См. К. Воротный. Западные корни Дома Романовых. ж. Наука и Религия № 7 1991).
Игорь Павлович
Исследование автора
|