(Путь к камню)
Первая большая экспедиция "Авесты" - 8 человек - отправилась на поиски камня Аусиена летом 1994 года. Ей удалось собрать множество устных свидетельств о его существовании, большой фольклорный материал, но они так и не смогли выйти к самому камню.
Следующий "поход" состоялся в августе 1995 года. "Экспедиция" проработала на местности почти месяц, но так и не достигла успеха.
И вот октябрь 1995 года. Учтя все предыдущие ошибки, мы вновь устремились на штурм загадочного камня. В этот раз наш "поиск" начался от заброшенной пасеки. Представьте себе - огромные столетний дубы, тесным кольцом окружающие небольшую поляну. Несколько полуразвалившихся строений.
Порывы холодного ветра гонят опавшие листья и хлопают разбитыми ставнями. Тяжелый мертвящий дух оставленного жилья, остановившейся жизни царит над поляной.
Вероятно, нам стоило бы поискать другое место для лагеря... Но лес в округе настолько зарос молодой порослью и кустарником, что найти место, достаточно просторное для установки нескольких палаток, было весьма проблематичным. А уделять этому слишком много времени мы не могли, нас "ждал" камень. Оборудовав лагерь и наскоро перекусив, мы разбились на группы и приступили к прочесыванию леса.
Быстро темнело. Длинные тени сплетали плотную "сеть", укрывая упавшие деревья. Еще немного, и поиски придется прекратить...
И в этот момент мы вышли к нему!
Камень лежал в небольшой ложбинке - величественный и простой одновременно. Трудно описать его словами. Даже цветные фотографии не способны заменить его непосредственное восприятие.
Внешне он чем-то походил на вытянутую половинку каменного ореха, "украшенного" округлым углублением где-то по центру "среза".
Под собственным весом камень частично ушел в землю. Годы и непогода занесли его лесным мусором, затянули песком и глиной.
В наступившей темноте мы не смогли ни измерить камень, ни сфотографировать. Но это не очень огорчило нас, ведь все это можно было сделать и на следующий день. Отметив место находки, мы поспешили вернуться в базовый лагерь... Когда мы оказались на поляне, холодная осенняя ночь уже полностью вступила в свои права. Но слишком долго "Авеста" искала этот Камень, слишком большие надежды были связаны с ним, слишком велико было желание увидеть его...
Растянувшись длинной цепочкой (чтобы уберечься от хлещущих ударов ветвей, сгибаемых впереди идущими) мы все поспешили к камню.
В неярком свете фонарей он выглядел еще более величественным. Но насладиться "общением" с камнем нам в этот раз так и не удалось.
Капля за каплей, принялся накрапывать холодный осенний дождь.
Несмотря на падающую с "неба воду", мы замкнули круг вокруг камня и попытались провести сеанс медитации. Зазвучала музыка, закружился невидимый ротор собирающий и распределяющий психическую энергию... Но дождь все усиливался и вместе с ним на нас наваливалось что-то невероятно тяжелое и гнетущее... Максимально сжав сеанс медитации, мы, разбившись на несколько групп, поспешили назад в лагерь.
Шедшие впереди, сбились с тропы и едва не заблудились в лесу. Замыкающие также пережили несколько неприятных минут, когда обнаружили, что их "догоняет" некий призрачный черный силуэт...
Но все же, после ряда приключений, мы все собрались в лагере.
Всю ночь шел дождь. Палатки промокли. Одежда промокла. Тропинка, ведущая от кромки леса на поляну, прямо на глазах превращалась то ли в какое-то подобие ручья, то ли в болото.
Еще немного, и выбраться от пасеки стало бы весьма проблематичным. Когда рассвело, в невероятной спешке мы стали сворачивать лагерь. Идти к камню? На это уже ни у кого не было ни сил, ни желания.
Наш обратный путь - тема отдельного рассказа...
Да, мы нашли легендарный камень, но запечатлеть его в этот раз так и не сумели...
Почти месяц спустя И. Павлович вместе с Тольяттинскими коллегами попытался вновь достигнуть камня.
В этот день над Самарской Лукой царил туман. Уже в нескольких шагах все терялось из виду. Какое-то время мы плутали вдоль кромки леса, разыскивая нужную "тропу", ведущую в сторону камня. Нашли. Без особых приключений добрались до камня. Прежде всего измерили и сфотографировали его. Затем приступили к планомерному осмотру ближайших окрестностей. Мы искали другие камни, скалы-останцы, провалы, останки древних строений и т. д.
Участники похода разошлись в разные стороны, предварительно верив часы и договорившись вновь встретиться у Камня через сорок минут.
Я шел в восточном направлении, ориентируясь строго по компасу. Хотя туман несколько рассеялся, видимость оставляла желать лучшего. Стояла удивительная тишина: ни скрипа веток под ногами, ни шороха облетающей листвы. Все звуки гасил туман. Через 11 минут пути с южного направления послышались резкие звуки.
Впечатление было такое, словно стая голодных ворон сидит на полуразложившемся трупе кабана, рвет его на куски и дерется при этом. Собака, которая сопровождала меня в этом походе, бросилась на звуки и моментально исчезла в тумане.
Покричав ее немного, я тоже повернул на юг и шел где-то 3-4 минуты. Мой путь окончился у огромной ямы, вероятно, провал (?) метров тридцати в диаметре. Дно ямы закрывала вода. Через всю яму была "перекинута" толстенная береза, просто не верилось, что она вот так, чисто случайно, упала сама, а не была аккуратно уложена...
Я обошел яму кругом, сделал несколько фотографий. Возможно, это была легендарная яма Аусина, то место, откуда, согласно преданию, он извлек свой камень. Возможно. Точно сказать пока невозможно. (Там ведь не была установлена табличка для любопытных туристов - "яма Аусина!")
Но мы так и не нашли никаких других ям в окрестностях этого места, так же как, впрочем, и других камней...
Пока я осматривал яму и делал фотоснимки, туман стремительно редел. Размышляя о том, как заметить это место, чтобы чуть позже вернуться сюда с остальными, я, окликая пропавшую собаку, двинулся на северо-запад.
Каково же было мое изумление, когда примерно через минуту пути, впереди стал виден наш камень и другие участники нашего похода.
Так мы столкнулись с еще одной загадкой этого места. Камень и яму, разделанных в тумане путем где-то в 15 минут, теперь разделяло расстояние около трех минут. Добавим сюда, что наши часы давали расхождение где-то около 17 минут, и все станет еще более запутанным. Двигаясь на восток, а затем на юг, я еще не выбрал всего времени пути "туда" - 20 минут, - а они уже вернулись на место сбора.
Все вместе мы вернулись к найденной яме и произвели ее осмотр. Откуда-то из кустов выскочила "пропавшая " собака и принялась жадно пить воду. (Значит, вода годилась для питья. животные в этом отношении значительно чувствительнее человека.) кто то высказал предположение, что собака, почувствовав запах воды (это в тумане-то?) и испытывая жажду, именно поэтому повернула на юг и послужила причиной находки ямы.
По мнению тольяттинцев, эта яма в значительной степени напоминала "объекты", известные в Прибалтике, на Украине, севере России, как места "старта" или "посадок" НЛО, характеризующихся исчезновением значительного количества грунта. Некоторые такие образования и многие годы спустя демонстрируют значительные изменения в энергетике (это так называемые "горящие ямы").
Как всегда, нам не хватило времени для проведения полномасштабных детальных исследований.
...Вот и заканчивается наш рассказ об удивительном камне Авсеня и древних славянских богах. Конечно, в этой небольшой статье мы не смогли охватить и рассмотреть все вопросы, связанные с данной темой. Здесь мы очень надеемся на помощь наших читателей, наших добровольных помощников. Так, например, Татьяна Заря в сборнике "Песня о Волге" (куйб. кн. изд. 1980) А. Ширяевца нашла крайне любопытный стих "Авсень":
"На потемки хлынул молодой Авсень
Из котомки вынул Заревой кистень!
Сверкнул могутно,
Черный рухнул скит!
День из дали мутной,
Веселясь, катит!..."
Возможно, здесь речь идет всего лишь о смене ночи днем, а возможно, здесь нашло отражение некое давнее воспоминание о колдовской борьбе. "Черный рухнул Скит!" (По меньшей мере, не типичное описание утра.)
В N 50, 1995 г. газеты "Новый водолей" мы уже обращались ко всем, кто может помочь: "И защитнику Авсеню нужна помощь..." Теперь мы повторяем свой призыв ко всем, кто помнит:
"Иванская ночка мала-невелика,
Невелика мала, но я-то не спала.
Я-то не спала, Петра ключи брала.
Зарю размыкала, росу отпускала.
Роса медовая, трава шелковая.
Перед Петром, пятым днем,
Разгуляйся Юрьев (Авсенев) конь,
Разбил камень копытом.
В этом орехе ядро есть,
Так у девок правда есть..."
Обрядовая поэзия (из одноименного сборника. М. "Современник", 1989 г.), как ее понять, как ее использовать? Вопросы. Вопросы!
Изучение религиозно-мифического пространства, а тем более древнего религиозно-мифического пространства - дело невероятно сложное.
Вероятно, уже в далеком прошлом многие, работающие в этом направлении, столкнулись с целым рядом трудноразрешимых проблем. Это хорошо может проиллюстрировать стих К. Бальмонта "Святой Георгий" напоминаем, что христианский св. Георгий - трансформировавшийся Авсень).
" Святой Георгий, убив Дракона,
Взглянул печально вокруг себя.
Не мог он слышать глухого стона,
Не мог быть светлым - лишь Свет любя.
Он с легким сердцем, во имя Бога,
Копье наметил и поднял щит.
Но мыслей встало так много, много -
И он, сразивши, сражен, молчит.
И конь святого своим копытом
Ударил гневно о край пути.
Сюда он прибыл путем избитым (многократно пройденным)
Куда отсюда? Куда идти?
Святой Георгий, святой Георгий,
И ты изведал свой великий час!
Пред сильным Змеем ты был в восторге,
Пред мертвым Змием ты вдруг погас!"
Игорь Павлович
|