|
|
В сборнике "Мифы древних славян" (Саратов, "Надежда", 1993 г.) опубликованы тексты из "Велесовой Книги" - дохристианской прото- и всеславянской мифологии. В них мы находим сведения по истории предков славянских народов (подробнее смотри - В. Бумагин "История славян от Арктиды и Атлантиды"). Здесь же - и сведения о пантеоне индоевропейцев, то есть совокупность обожествленных предками наших предков сил природы и человеческих чувств: Перун, Злата Баба, Световид, Знич, Белбог, Сильный Бог, Дажьбог, Живот, Лед, Коляда, Услад, Лада, Полеля, Дид, Дидилеля, Мерцана, Треглав, Волос (Велес), Купало, Родомысл, Съва, Зевана, Чур, Проне (Прове), Родечаст, Корс (Хорс), Позвизд, Догада, Зимерзла, Зимцерла и так далее - до самых малых духов и духовиц добрых и злых (перечисление Г. Глинки - стр. 90-93).
Оставим на время попытку разобраться во всем многообразии взаимоотношений в славянском многобожии. Хотя можно было бы начать такое исследование с рассмотрения места и значения в пантеоне первой, верховной троицы - Триглава (Сварог-Перун-Свентовий). Поставим себе более конкретную задачу.
Вот отрывок из "Прославления великого Триглава" (вступления к текстам Велесовой Книги):
"... Сюда ты придешь,
И тут же служитель ворота откроет
И пустит сюда -
в прекрасный Ирий.
Течет Ра - река там,
та, что разделяет небесную Сваргу и Явь.
И Числобог наши дни здесь считает.
Он говорит свои числа богам,
быть дню Сварожьему, быть ли ночи.
И дни отсекает,
Поскольку он - явский,
Он сам в божьем дне.
В ночи же никого нет.
Лишь бы Дид-Дуб-Сноп наш".
Ра - так называлась тысячелетия назад наша Волга-матушка. Ирий (Вырий, Сварга) - славянский ведический рай, расположен в Рипейских горах. Правит Ирием Сварог. В Ирии собираются и пируют небесные Боги. По Ирию течет молочная река". (Из Толкового словаря Буса Кресеня в "Русских Ведах". Москва, 1992, стр. 344). Толкование неполное.
Внимательный анализ текстов всех семнадцати клубков "Песен птицы Гамаюн" (Русские Веды, стр.7-132) показывает, что в представлениях наших далеких предков существовало два Ирия - земной (в Рипейских горах) и небесный (собственно Сварга). Причем географическое их положение совпадает - они не разнесены никакими расстояниями, то есть над земным Ирием располагается небесная Сварга. Именно там - в Сварге течет молочная река (Млечный путь) из вымени небесной коровы Земун, матери Бога мудрости и богатства Велеса, который проводит души умерших праведников в Сваргу.
По течению Волги-Ра есть только одно место, к которому применимо понятие "горы" - достаточно обособленный и возвышенный массив Жигули-Сокольи Горы. Нет ли в текстах Русских Вед более точной географической привязки, указывающей местоположение Ирия? Есть!!! Ирей расположен на горе Сарачинской при реке Смородинке, той, которая вместе с Ра разделяет Явь и Навь, то есть мир видимый (явный, явленный) от мира невидимого (непроявленного). Явь и Навь вместе составляют Правь - мир в целом, космос, мировой порядок. Ра - река была особо почитаема праславянами и потому, что "разделяет небесную Сваргу и Явь" - служит границей, местом перехода из жизни земной в жизнь вечную. И еще вот почему...
Бус Кресень (А. Асов) в "Календаре Ведической Руси" сообщает (см. журнал "Наука и Религия", 1994, N 12, с.32):"Первый месяц зимы - Студень - продолжается с 21 декабря по 19 января... 1 студеня (21 декабря) - рождество Крышня-Коляды (Богумира)...
В этот день Майя Златогорка родила бога Коляду подобно тому, как в прошлом своем нисхождении на Землю Злата Майя родила Крышня (Кришну)... Судя по тексту "Золотой книги", "Коляда явился на Землю в 9-7 тысячелетии до нашей эры... Он победил все темные силы и дал людям "Веды". Это было его второе явление людям за прошлый день Сварога. День Сварога по славянской астрологической традиции продолжается 27 тысячелетий, за это время проходит 12 зодиакальных эпох. Ранее, в эпоху Крышня (Водолея) он являлся богом Крышнем, сыном Вышня и Златы Майи. Но данное тогда Знание было утрачено людьми, поэтому он сошел на Землю во второй раз... В третьем-втором тысячелетии до нашей эры песни о Крышне-Коляде были принесены ариями в Индию...".
Вот отрывок из "Песни о рождении Коляды:
"- То не солнышко засияло, то не зорюшка загорелась -
- это Майюшка Златогорка с молодым Дажьбогом проехали. Приезжали они к Смородине, да ко той горе Сарачинской.
Как положено Вышнем в Прави, здесь, меж Явью и царством Нави, Златогорка должна остаться-ожидать, как наступит срок и Сварожий круг повернется.
Как у реченьки у Смородинки на кроватушке
Спит посыпает сам Дажьбог с Златогоркою Майей.
Златогорка под ним сомлевает, сына Тарх-Дажьбог
Зачинает - Коляду, молодого бога!...
А в ту порошку в светлом Ирии Златогорке
приспело время - Коляду рожать и Овсеня.
Потрудилась Златогорка... Девять месяцев Майя не ела, девять месяцев не пивала во пещере горы Сарачинской. И родила она млада бога!..
И Сварог - царь Небесный - услышал, что родила Майя младенца Коляду - молодого бога. Он послал Огнебога Семаргла, чтобы тот ему поклонился. Вот сошел Семаргл с небосвода, прилетел к горе Сарачинской. Видит он - в пещере глубокой укрывается Златогорка. Девять месяцев хлеба не ела и студеной воды не пила, и родила младого бога, млада Божича Коляду!
А лицо Коляды - Солнце ясное, а в затылке сияет Месяц, а во лбу его - там звезда горит. А в руках его Книга Звездная, Книга Ясная, Злата Книга Вед. Эту Книгу Майя украсила Золотыми частыми звездами.
Как ко той ли горе Сарачинской собиралися - соезжалися сорок грозных царей с царевичем, с ними сорок князей со князовичем, также сорок волхвов ото всех родов.
И все видели Огнебога - как сошел с небес он к пещере, а в пещере видели Солнце.
И тогда Семаргл Сварожич по горе Сарачинской ударил. Бил ее золотой секирой - и всю гору озолотил. И раскрылась тогда злата крыница, истекла водица студеная. И эту воду пила Златогорка, пил ту воду младенец Божич, и пила ее Злата Книга.
И та Книга учила сорок царей, и учила она также сорок князей и учила волхвов многомудрых:
- В молодого бога уверуйте! В Коляду - всевышнего Крышня! Он сошел с небес, он пойдет по Земле и учить будет Вере Вед!"...
Следует описание принесения даров Коляде от всех родов. Потом ситуация драматизируется: Черный царь Нави Кащей Виевич посылает по Земле демонов-дасу "убивать повсюду младенцев". Чтобы Коляда избежал этой печальной участи, мать прячет его в корзиночку и ... пускает по речке, приговаривая: "Ой, Смородинка, речка быстрая! Укачай молодого Бога, унеси его, но не к устью, ты его отнеси к истоку, по дорожке лунной и звездной, в Ирий, к Хорсу и Зарянице."
Где еще на священной Ра, плывя по течению, можно приблизиться не устью, а к истоку? Только на Самарской Луке.
Почему так торопится Златогорка, отпуская новорожденного на волю волн? Она не может противиться предназначенному ей судьбою: "И раздался голос Всевышнего: "Время вышло все, Златогорка! Колесо Небес повернулось. Путь лежит твой в Темное царство. Так Отцом положено в Прави!" Плачет Майюшка Златогорка, к Вию сходит по воле Вышня", то есть уходит в Навь.
События развиваются: "Хорс поднялся рано-ранешенько, и пошел он к речке Смородинке, зачерпнул водицы студеной, чтоб водой чистой умыться, и Всевышнему поклониться. И нашел у берега Хорс ту корзину, что вынесла речка, что сияла светом небесным... ибо был в той корзине Божич, златовласый бог Коляда"...
Драматические подробности рождения, спасения и обретения Хорсом Коляды очень напоминают древнеегипетский миф (Изида-Гор-Сет и т. д.) Но, по сравнению с ведической версией, сюжет египетский выглядит проще, "прямее".
Это естественно, потому что протославянский эпос Вед на несколько тысячелетий старше египетских легенд и вполне мог быть основой для их формирования. Ведь одно из имен древнеегипетского бога с солнца - Ра. Перенесение мифа в иную климатическую зону (где нет зимы) и стало причиной "спрямления", упрощения первоначального варианта сюжета. Хотя в долине Нила есть нечто подобное Самарской Луке, но меньшее по размерам и другой ориентации по странам света - это район Каны-Дшины-Луксора на 26 градусов северной широты, где когда-то была столица египетского царства - Фивы.
Еще несколько заметок к только что прочитанным фрагментам Велесовой Книги.
1. Гора Сарачинская. Созвучно нынешнему Саратову - тот же ряд согласных в корне слова. Название места перешло на поселение, см сместилось. И в этом топониме есть слог "ра"! Чередование согласных ч-ц-т - обычная вещь при переходе названия мест из языка в язык, от народа к народу. То же: с-м-р (Смородинка - Самара - изменились только гласные в корне слова).
2. Числобог праславян, который и "дни отсекает", и другие обязанности в Ирии исполняет, почему-то не упомянут в перечислении обитателей Сварги, в котором поименовано 75 божеств, сгруппированных в "триглавы всеобщие" и распределенных в три "отряда" (см. Русские Веды, стр. 139-141). То есть Числобог обитает в Ирии Рипейских гор - "он явский"! В отличие от эллинского свирепого Хроноса (Крона), пожирателя собственных детей Числобог только "говорит свои числа богам". Может быть, Числобог есть олицетворение "машины времени", какого-то устройства в явском Ирии, которое контролирует и регулирует ритм и темп событий?
3. Время рождения Коляды - первый день студня (21 декабря), но... река Смородинка еще не замерзла, хотя и студена в ней водица. То есть, до поворота Колеса Небес климат в этих местах был иной, чем ныне - гораздо теплее. Что же такое - поворот Колеса Небес? Изменения угла оси вращения планеты? Или что-то еще более фундаментальное - общекосмическое?
4. Самое большое чудо - девять положенных месяцев после "сомлевания" Майя Златогорка, укрывшись в пещере, не ела и не пила. Но именно так родятся сильные и мудрые Овсень, Коляда и Злата книга Вед (еще одна троица!).
5. "Злата Книга Вед", которую родившая ее Майя украшает частыми звездочками, пьет вслед за Златогоркой (что естественно для роженицы) и Колядой (что неестественно для обычного новорожденного) - студеную водицу из Золотой Криницы, раскрытой в Сарачинской горе ударами золотой секиры Семаргла. То есть, Книга Вед - достаточно автономное устройство с широко избирательной программой. Насыщение "книги" студеной водицей, то есть, сохраняющей скрытокристаллическую структуру, включает основную ее программу - "Книга" начинает учить протославянскую элиту - сто двадцать двух представителей всех сорока родов. Заметьте, не Коляда по книге учит, а сама Книга! Говорящая книга?
6. Еще одна "техническая" подробность: старший брат Коляды - Овсень (Аусень, Усень, Таусень) помогает младшему - "рубит сосну топориком с игольное ушко" (см. журнал "Наука и Религия", 1994,N 12, стр. 30 (. То есть, в микроскопическом объеме "топорика" аккумулирована - запасена, сосредоточена несоразмерно большая для уровня техники конца ХХ века энергия. Какая?
Может быть, из-за этого "топорика" Кащей Виевич подсылает к Овсеню Серую Уточку - уговорить его служить Чернобогу и силам Нави.
7. Число сорок. Выясняется некая троичность и в родовом представительстве: от каждого из сорока родов курс Вед "проходят" царь, князь и волхв. Всего сто двадцать персон ( десять дюжин - соединение двух систем счисления - земной и неземной ,пятипалой и шестипалой). Но вот еще двое! Царевич и княжич. Может быть, эти двое молодцев символизируют, намекают на... будущее единение сорока родов в одном государстве, как наиболее оптимальной модели дальнейшего успешного существования всех славян.
8. День Сварога в космологии праславянства определялся в двадцать семь тысячелетий и разделялся на двенадцать зодиакальных эпох (см.А. Асов "Время Святогора". Журнал "Наука и Религия", 1994, N 9, стр.27). Если считать приведенные, А. Асовым даты началом каждой эпохи, начиная с 27030 года до новой эры, то выясняются очень интересные вещи:
27030 - Рыбы (Род),
24400 - Водолей (Крышень),
22900 - Козерог (Индрик),
20430 - Стрелец (Китоврас),
18000 - Скорпион (Скипер),
15600 - Весы (Велес),
13230 - Дева (Майя),
10890 - Лев (Дажьбог),
8580 - Рак (Коляда),
6300 - Близнецы (Купала, Овсень),
4050 - Телец (Лада),
1830 - Овен (Белояр-Ярило).
Каждая последующая эпоха короче предыдущей - такова общая тенденция, но с одним "сбоем": Род - 2570 лет. Крышень - 1500 лет, Индрик - 2470 лет, то есть эпоха Водолея (Крышня) была почему-то самой короткой. Если сравнить наименования зодиакальных эпох у протославян и общепринятой ныне традиции, то обнаружится, что протославянский зодиак боле антропоморфен - в нем всего три "нечеловеческие" эпохи - Индрик, Скипер и Китоварс. Причем все эти "звери" - фантастические. В теперешнем Зодиаке "зверства" больше - Рыбы, Козерог, Скорпион, Лев, Рак, Телец и Овен - и только Козерог может претендовать на представительство фантазии, а остальные - вполне обычные обитатели планеты Земля.
Таким образом, протославянский пантеон представлен в созвездиях Зодиака с достаточной полнотой, причем светлые силы преобладают над силами мрака (Индрик и Скипер) т. е. человекоподобные боги превосходят числом " зверские" фантазии. В противоположность девическому Зодиаку, нынешний общеупотребительный не содержит ни одного подлинного персонального имени (Водолей, Стрелец, Дева, Близнецы - не имена собственные). Почему и когда состоялось такое переименование зодиакальных созвездий? И зачем это было сделано?
9. Ирий явский. В третьем клубке Песен птицы Гамаюн (См. Русские Веды, стр.18-19) повествуется о том, как образовался Ирей. Непосредственно перед этим описанием, единственный раз в тексте песен упоминаются Дон, Дунай и Днепр, текущие по бороздам, которые проложили Свары и Семаргл. Правда, Днепр упоминается еще в Клубке десятом - как отец Роси - русалки, которая прельстила песней Перуна.
"Как текла - протекала реченька, а водичка в ней - вся слезовая, в той реченьке струйка алая, струйка малая - вся кровавая. Подтекала она под камень у высоких Рипейских гор.
Поднимался с-од камня росток, потянулся вверх - вырос в дерево... На восточных веточках дерева свил гнездо Алконост, а на западных - птица Сирин, в к корнях - Змей шевелится...
А затем три дерева выросли на высоких Рипейских горах. Как на горушке на Хвануре поднялось кипарисово дерево... А на белой горе Березани - вырос - солнечный дуб вверх кореньями, вниз ветвями -лучами, и яблоня - с золотыми волшебными яблоками.
Кто отведает Злато яблочко, тот получит вечную молодость.
Так был Ирий посажен в Рипейских горах... ... Все дороги сюда непроезжие, заколодили - замуравили, горы путь заступают толкучие, реки путь преграждают текучие. Все дорожки-пути охраняются василисками меднокрылыми и грифонами медноклювыми".
В приведенном отрывке нет названия реченьки, подтекающей под камень у Рипейских гор, но в Песне о рождении Коляды она названа.
Вообще большинство событий в Песнях птицы Гамаюн происходят на пространстве от Рипейских гор до Кавказских - их разделяет чистое поле (степь). Кавказские горы - обиталище темных сил Нави-Вия, Кащея и прочих. Тут есть еще одна речка Смородинка, как граница меж светлой Явью и мрачной Навью (царством пекельным). У здешней речки по берегам грязи черные, а воды в ней - горючие и шипучие. Живому не переплыть ее. На навьем берегу в избушке на курьих ногах проживают Велес Родович с Бурей - Ягой Виевной.
В светлом же Ирии на Рипейских горах, а точнее - на горе Березани есть еще колодец с живой водой (Сурьей). Дворцы и терема здесь из вполне земных материалов - алмазов, злата-серебра, меди и прочего. С третьего по семнадцатый клубок явский земной Ирий не упомянут только в тринадцатом клубке. Небесный же Ирей - Сварга упоминается всего три-четыре раза.
Но связка явь Ирий-Сварга это вовсе не центр Яви или всего мироздания. Просто это место перехода душ героев и праведников на небеса. Вот почему предки славян стремились именно здесь справлять тризну по погибшим героям и властителям. Их помещали в ладью, спускали в воды священной Ра и ... поджигали.
10. Здесь, у Ра. Русский приветственный возглас, выражение общей радости, боевой клич идущих на смертный бой воинов - "Ура!" Этот возглас ни что иное, как молитвенное поминовение, называние отчизны пращуров, подтверждение родовой общности и сотрудничества, указание на то место, откуда тысячелетия назад пошли на запад и юг прапредки славян - авары, арии, савроматы, хатты. У-Ра. В третьем-втором тысячелетии до нашей эры потомки Ария, одного из героев ведического эпоса, донесли до Инда и Ганга песни и предания Вед - о Крышне (Коляде), Индрике, Барме, Живе... В Индии они превратились в Кришну, Индру, Браму, Шиву. Но до какой степени совершенства, изощренности за последующие четыре тысячи лет сумели жители Индостана довести воспринятый от праславян пантеон и мифологию в целом! Ура индусской премудрости!! Именно она их заставила, видимо, отказаться от виман, астравидьи и других технических приспособлений, губительно действующих на все живое. Забота о благе потомков вынудила воителей-правителей от Арджуны до Ашоки "забыть "технологии разрушения, вывела духовных вождей народов на разработку и применение технологий самосовершенствования человека, которые стали основой идеи ненасилия.
В песнях птицы Гамаюн и в Велесовой Книге много есть еще таинственных и значительных подробностей. Бел-горюч камешки, Алатырь, сложности взаимодействий птичьего и змеиного населения. Да мало ли еще чего... Стоит обо все этом поразмыслить. Здесь - у Ра.
Славянские народы, расселившиеся и за пределы евроазиатского континента, всегда помнили и до сих пор празднично чтят ведических богов. Песни, былины и особенно сказки сохранили в памяти славянства основные сюжеты и идеи Златой Книги Вед. Ее главные образы - иногда даже под теми же древними именами - Ярило, Кащей, Яга, Купала, Коляда. Иные же из них чуть прикрылись христианскими именами (тот же Иван Купала, Илья - пророк). Но поминание их происходит в те же сроки, что и много тысяч лет назад. Все это дало возможность Александру Игоревичу Асову восстановить, воссоздать тексты Песен птицы Гамаюн.
В конце ХХ века некоторые ведические боги возвращаются на Русь в индийских одеждах (Кришна-Крышень-Коляда). Календарь - дар Коляды его завет почитания высших космических сил и законов - календарь наш не изменился. Вспомним колядки святочные - Вспомним праздничную "масляну" неделю - проводы, похороны Зимы и встречу Весны.
Нет храмов, нет жертвенников-алтарей, нет вещественной сосредоточенности в пространстве веры Вед, но живет она в памяти народов славянских.
Владимир Степанов
Исследование автора
|